Mobile menu

 

 

         

 

Нина ПОПОВА, 

кандидат филологических наук, член Союза писателей России

Премьера спектакля Государственного Академического Русского драматического театра им. А.С. Пушкина (Якутск) «Путь Святителя" по пьесе "Алмазный крест" лауреата Большой литературной премии России Владимира Фёдорова стала важным событием не только московских Дней Якутии, но и культурной жизни самой столицы. 

Пьеса и спектакль-мистерия были посвящены 385-летию вхождения Якутии в состав России, 220-летию Святителя Иннокентия (Вениаминова) и 40-летию его канонизации и получили благословение Якутской епархии в лице архиепископа Якутского и Ленского Романа.

Обращение драматурга Владимира Фёдорова к жанру исторической пьесы стало отличительной чертой его творчества (спектакли «Одиссея инока якуцкого», «Апостол государев», «Созвездие Марии», «Два берега одной Победы»). Для того, чтобы так глубоко раскрыть историю страны, историю своей малой родины, нужно любить и знать прошлое, уметь кропотливо добывать истину и добро даже в самых скрытых и злых фактах, но не свести добытые знания к прогулке по «кладбищу истории» и чтению эпитафий, а суметь обогатить этим своих современников. Нужно иметь такое всеобъемлющее чувство истории, которое сделает произведение первостепенно нужным и для репертуара театра, и для зрителя. Владимиру Фёдорову это чувство, бесспорно, присуще, поэтому ещё одна его пьеса проделала блистательный путь к рампе!

Рост событий в пьесе «Алмазный крест» идёт не только вдоль времени, но и рассекая события, делая такой же «шекспировский» шаг за пределы истории, как и в произведениях великих русских драматургов. В этом случае факты минувшего начинают говорить современным языком и открывают нам явственные исторические параллели. Давнее и свершившееся отвечает на всё без утайки и, говоря пушкинскими словами, становится «животрепещуще, как сегодняшняя газета».

Спектакль «Путь святителя» абсолютно органично соединил и решил два сложнейших творческих замысла – драматургический и сценарный. Через период царствования трёх русских императоров, «золотой век» русской культуры, множественность общественных событий и потрясений XIX века Российской империи были показаны судьба и духовный подвиг апостола Сибири и Америки святителя Иннокентия, крупнейшего ученого, просветителя, величайшего патриота России, поразительно цельного русского человека.            Показан период духовного обретения народов Севера и Аляски и бездарной утраты этого территориального и человеческого богатства: «Русские храмы Русской Америки, / Наша история, наша печаль. /
Звон их щемящий с дальнего берега / Слышу я часто теперь по ночам».

Отражена и историческая судьба Якутии как важнейшая веха державного пути России. Малые народы всегда имели для русской нации особую притягательную ценность, что и помогло Российской империи сохранить на своих пространствах около двухсот наций. Но показ национального долгие годы был возможен только в неразрывной связи с интернациональным. Точно высказался по этому поводу Н.В. Гоголь: «...истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». За любым проявлением национального идеологам чудился сепаратизм, поэтому достаточно долго и в литературе, и в драматургии существовало довольно идеологизированное отношение к этнокультуре. Сегодня этническое, национальная самобытность народа, представляет безусловную художественную ценность. И при её воплощении оба создателя, обладающие удивительным чувством подлинности, в полной мере применили закон контраста: две различные стихии – русская и азиатско-американская, православная и языческая, столкнулись, особенно ярко и фактурно высветив друг друга.

Можно обладать филигранной техникой, игрой ума, мастерством, талантом и ярким восприятием, но при этом не чувствовать с точностью барометра пульс жизни и биение крови сердца зрителя. Тогда подлинного события на театральных подмостках не произойдёт. Выдающийся театральный опыт режиссёра-постановщика Андрея Борисова – народного артиста, лауреата Государственных премии СССР и России, обладателя премии «Золотая маска» и художественного руководителя, директора театра Александра Лобанова – заслуженного артиста Якутии говорят сами за себя.

«Любой спектакль, который происходит на сцене современного театра, делается ради современности», – считает Андрей Борисов. Поэтому для адаптации постановки под восприятие современного зрителя мастер выбрал наиболее «прицельный», но и при этом сложнейший жанр театрального действа – мистерию, с её синкретичным сочетанием разнородных качеств, богатой палитрой сюжетов, смысловыми аллегориями, эмоциональным фольклорным пластом. Для этого были задействованы, помимо Русского драмтеатра, – Саха Академический театр, Театр Олонхо, Национальный театр танца, Театр коренных малочисленных народов Севера, ансамбль «Ямские бубенцы», детская театральная студия «Тускул».

Наряду с другими значениями, мистерия есть и ministerium – служение, обряд, что как раз и синтезировало в себе решение целого ряда важнейших задач спектакля. Причудливое сочетание мистицизма с реализмом, в обрамлении визуальных эффектов, явилось важным в сценическом воплощении чудесных явлений в жизни Святителя Иннокентия, в изображении жизни якутов – хранителей древней веры, обрядов алеутов, индейцев-колошей, эвенов и др. Здесь следует отметить прекрасную работу соратников по созданию постановки: художника-дизайнера видеоконтента Николая Ефремова, режиссера Андрея Габышева, сценографа Михаила Егорова, художника по костюмам Сарданы Федотовой и др.

Волшебная музыка живущего в Америке русского композитора Виктора Климина в оформлении Сергея Ацегейды очень тонко и пронзительно подчеркнула главные соцветия спектакля, оттенила параллельные линии, философски обыграла «слово и дело» всех персонажей.

Особо хочется сказать о блистательной игре актёров: Евгения Кузьмина и Александра Лобанова в роли Святителя в разные годы жизни, Марины Слепнёвой в роли матушки, Степана Федоренко (Стефан Попов), Степана Березовского (Иван Крюков), Владислава Мичурина (Митрополит Филарет), Эдвардаса Купшиса (Эдуард Стёкль), Ефима Степанова, (Иван Смиренников) и многих других.

И здесь уместно будет подчеркнуть, с какой бережливой любовью драматург «выпестовал» персонажи тех, кто шёл вослед за торящим путь Святителем Иннокентием. Они вовсе не безымянная толпа, они фактурны и наполнены неугасимым светом самопожертвования.

 Учитывая, что премьера постановки прошла практически в полевых условиях –  пространство московского Экспоцентра не обладает всем комплексом технического инструментария и временными возможностями для раскрытия уникальных наработок такого спектакля –  свою задачу на московских Днях Якутии «Путь Святителя" выполнил блестяще!

В дальнейшем хочется пожелать режиссёру-постановщику, художественному руководителю театра и художнику видеоконтента в более театральных условиях родной сцены, без такой массовости актёрского состава, без дробления спектакля на большие куски фольклорных действ, систематизировать и раскрыть достоинства драматургии, не упустив концептуальные и структурно важные фрагменты пьесы, её историческую хронологию. Тогда главное достижение постановки – раскрытие национального и духовного своеобразия личности, неповторимого сочетания культуры и традиций многих народов, системы нравственных ценностей, православной картины мира – проявится ещё более глубоко, убеждённо и отточено!