Mobile menu

 

 

Нет сомнения, что руководство Республики Саха поставило перед Академическим Русским драматическим театром им. А.Пушкина непростую задачу: в завершение нынешних Дней Якутии в Москве показать масштабный спектакль, способный отразить творческие достижения республики.   Безусловно, выбор для спектакля литературного материала, к такой ответственной дате, как 385-летие вхождения Якутии в Российскую Империю, 220-летие со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова) и 40-летие его канонизации – это не только ответственный, но и решающий момент.

 

  Пьеса «Алмазный крест» Владимира Федорова – талантливого поэта и драматурга, на наш взгляд, оказалась прекрасным и дружеским подношением коллективу театра.  Невольно вспоминаешь Овидия: «И людей и Богов подкупает хороший подарок». С одной стороны, известный драматург, ранее прозвучавший в этом театре такими пьесами, как «Одиссея инока якуцкого», «Апостол государев», «Созвездие Марии», «Два берега одной победы», по которой снят художественный фильм, ожидающий своего выхода на экран, с другой – выдающий режиссер-постановщик, народный артист, лауреат Государственной премии СССР и России, обладатель премии «Золотая маска» Андрей Борисов.  Когда такие мастера  встречаются на «театральном ринге» невольно задаешь вопрос: удастся ли двум мэтрам найти общий язык и что окажется в «сухом остатке»? К тому же,  режиссер для премьерного спектакля, получившего название «Путь святителя», собрал в Москве практически все творческие силы Якутии. В массовых сценах спектакля были заняты,  помимо  актеров Академического Русского театра, известные артисты Саха Академического театра, Театра Олонхо, Национального театра танца, Театра коренных малочисленных народов Севера, детской  театральной  студии «Тускул» при Якутском ТЮЗе, самодеятельного ансамбля «Ямские бубенцы». На сцене в едином художественном замысле  участвовало около 200 человек. Прямо скажем, такие поставновки по плечу только самым большим оперным театрам.

       Поэтому хочется сразу отметить смелость режиссера А.Борисова и художественного руководителя, директора Академического Русского театра Александра Лобанова, которые замахнувшись на такой,  казалось бы, неподъемный по сложности спектакль, справедливо названный по жанру «площадной мистерией». И результат не заставил себя ждать: 17 декабря  в переполненном зале Экспоцентра зрители громом оваций встретили зрители этот необычный спектакль. Морем цветов москвичи приветствовали гостей из Якутии, десятки кино-видео камер запечатлели успех мастеров далекого Севера, который поэтично назвали «теплом вечной мерзлоты».

Из каких составляющих сложился успех Академического театра им. Пушкина, по какому творческому замыслу провел постановщик творческие коллективы, какие подводные рифы преодолела актерская труппа и в чем бесценный опыт этого спектакля не только для наших гостей, но и для московского зрителя?  Святитель Иннокентий (Вениаминов) (блистательно сыгранные в молодые годы актером Евгением Кузьминым, а в зрелом возрасте Александром Лобановым) часто повторял: «Не придет царствие Божие приметным образом и не скажут: вот, оно здесь или вот оно, там. Ибо вот Царство Божие внутри Вас есть». По аналогии это театральное «Царство Божие» оказалось в этом театре.  Этим объясняется и получение гранта Министерства Культуры РФ на эту постановку, продуманным выбором для сотворчества таких мастеров, как режиссер Андрей Габышев, сценограф Михаил Егоров, художник по костюмам Сардана Федотова, композитор  Виктора Климина, художника-дизайнера видеоконтента Николая Ефремова. Надо отметить, эта команда в день премьеры показала себя с профессиональной точки зрения великолепно. Удивляешься, как на незнакомой площадке, прямо скажем,  весьма неудобной для воплощения такого масштабного действа, удалось в три неполных репетиционных дня собрать и вдохнуть  жизнь  в эту грандиозную мистерию.

Надо отдать должное актерам, превосходно показавшим себя  в спектакле. Невозможно перечислить всех, но работы Марины Слепневой (Екатерина), Веры Келле-Пелле (Фекла Саввишна), Степана Федоренко (Стефан Попов), Степана Березовского (Крюков), Екатерины Зориной (Мария), Владислава Мичурина (Митрополит Филарет), Ильи Данилевского (Александр II), Максима Красноштанова (Великий князь), Ивана Мишагина (Жуковский), Эдвардаса Купшиса (Эдуард Стёкль) Оксаны Смеркаловой (Екатерина Долгорукова), Ефима Степанова, (Шаман-провидец)  – это не только мастерски созданные образы, но  и подтверждение  первоклассного уровня  актерской труппы. Режиссеру- постановщику А. Борисову удалось собрать воедино разные по изобразительным средствам компоненты: эффектный видеоряд, национальные танцы, превосходные костюмы, редкие по красоте и точности  музыкальные темы. Все эти составляющие делают спектакль эпическим и – исполинским. Да-да, исполинским по временному охвату  жития Святителя Иннокентия, по  той громадной духовной работе  сотворенной за всю свою долгую жизнь этим великим апостолом веры. Драматургия  Владимира Федорова богата, прежде всего, образным строем, насыщенным драматизмом и точностью живописного слова. Это помогает актерам правильно чувствовать  сущность своих героев, дает возможность показать характеры в развитии. Невозможно не отметить красочность спектакля, его танцевальный и пластический рисунок, его неспешный, но убедительный темпоритм, его колокольный звон, долетающий до облаков. Этому помогает и песенно-поэтическая фактура спектакля. Вот как приветствуется в спектакле широкая масленица:

 

Веселись, гуляй, народ, Масленица в круг зовёт!

На блины налетай, со сметанкой уплетай!

Веселись, Иркутский град, выбегай из-за оград!

Славна матушка Сибирь, покажи-ка свою ширь!

Пей герой Бородина – не жалей себе вина!

В  массовых народных сценах, великолепно сыгранных труппой театра, отдается дань и театральному балагану и его главному персонажу Петрушке:

 

Торопись, честной народ,

Открывай поширше рот!

Мы тебе представим скаску

Про заморскую Аляску.

Про сибирского купца,

Удалого молодца,

Как в Аляску он уплыл,

К людоедам угодил!..

 

 

Сочетание веселого и шумного народного гуляния сменяется глубокими рассуждениями о смыслах жизни, об истории, о вере. И вместе с тем,  мистерия «Путь святителя» - это спектакль не о прошлом нашей  Родины, а о ее будущем. Ибо те вопросы, которые театр ставит: величие и значение Православия, чувство справедливости, так присущее русским народам, любовь к Отечеству и служение ему, все эти  положения являются насущными и важными сегодня. Прямо скажем, и драматург, и постановщик, нашли те выразительные средства, которые прочитываются  зрителем, как приглашение к разговору о сегодняшнем дне. По ходу спектакля невольно задаешься вопросом (особенно, когда возникает тема продажи Аляски), почему в России  постоянно наступают на одни те же грабли?! Почему одни с громадной энергией и любовью строят эту страну, а другие – гребут под себя и созданное веками продают?!

Есть в пьесе небольшой разговор поэта Жуковского с Иноккентием. Начинается он с хвалебных слов о деяниях апостола, но Иноккентий тотчас переводит рассказ на своего предшественника, считая собственную роль всего лишь второстепенной.                                                    

ЖУКОВСКИЙ. …Чем больше узнаю я вас, тем более понимаю, какой вы истинный и бескорыстный служитель церкви русской!..

ИННОКЕНТИЙ (смущённо). Да какой уж там!.. Не конфузьте, Бога ради!.. Вот Преподобный Герман Аляскинский, что три года назад почил, – вот кто был истинный праведник, аскет и молитвенник! Сорок с лишком лет прожил в одиночку на острове Еловом, десятки тысяч алеутов ближней и дальней округи окрестил. И до конца жизни простым монахом подвизался, ни одного сана не принял!.. А уж, каким заступником был сирым и обиженным перед властями Америки, сколь воззваний и обвинений власть имущим отправил!.. Куда нам до него!.. А какой проповедник был, мудрец какой! Представляете, прибыл к отцу Герману на остров главный правитель Русской Америки капитан Яновский – хотел старца неугомонного удалить силою из Америки, чтоб им, власть имущим, не мешал. Кончилось же тем, что расстались они лучшими друзьями, а через нескольких лет Яновский сам постригся в монахи.… Когда Герман упокоился, сказывают, с его острова в небо столб света восстал. Зелёный, как сияние северное, и преяркий, как Лик Господень!.. По столбу тому душа Германа, видно, и вознеслась на небеса.… Вот это был праведник!.. И что мы перед ним?! 

     Это умение  православных людей даже при великих своих деяниях оставаться скромными и сердечными  – отличительная черта подлинно русского человека. Недаром и пословицы наши говорят об  этом: «Стоишь высоко – не гордись, стоишь низко – не гнись». В семи написанных томах великого праведника Иноккентия есть простое предупреждение тем, кто страдает гордыней: «С умом нос не поднимают».

       В заключение заметим: представить на театральных подмостках  путь и историю жизни Великого просветителя и  сделать это художественно убедительным –  безусловное достижение театра.  Причем,  деяния этого великого апостола Православия, знатока и носителя русской культуры показаны  с большим вкусом, любовью и  пиететом. Конечно, трудная площадка потребовала от коллектива громадных усилий,  полной и безукоризненной собранности,  но вместе с тем показала возможности театра, умение собраться и сыграть спектакль столь нужный для столичного зрителя. С кем бы из москвичей ни пришлось говорить  о постановке после ее завершения, все без исключения отмечают, что такого рода «мистерия» – штучное явление для театральной Москвы.

                                                                                                                                                                                                           Валерий Иванов-Таганский

                                                                 заслуженный артист России, драматург,

                                           вице-президент Петровской Академии наук и искусств.