Mobile menu

 

 

 

"Два берега одной Победы" - так называется новая пьеса, работу над которую я закончил в марте 2015 года. Главные её герои – летчики-перегонщики воздушной трассы «Алсиб», соединившей во время Великой Отечественной войны Аляску с Сибирью.

По этой трассе истребители и бомбардировщики американского производства перегонялись с авиазаводов США через Аляску, Чукотку, Магаданскую область и Якутию – в Красноярский край, откуда направлялись на фронт. Полёты проходили в очень сложных географических и погодных условиях, таили много опасностей и не раз заканчивались трагически. Об этом и повествует произведение. А также о непростой военной биографии знаменитого впоследствии асса, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, который воевал на одном из американских истребителей. 

Пьеса эта изначально писалась для Русского драмтеатра города Якутска, поскольку именно Якутск находился главный штаб Перегоночной дивизии «Алсиба», отсюда велось управление всей трассой и здесь происходили многие главные события. Но это не значит, что произведение не будет интересно другим театрам и другим зрителям.

Чтобы сохранить интерес к чтению или последующему просмотру пьесы (вопрос её постановки в Русском театре практически решён), не буду пересказывать содержание «Двух берегов», но для посетителей моего сайта ниже выставляю несколько отзывов известных московских театральных деятелей, успевших познакомиться с пьесой до того, как она была реализована на сцене.

Текст пьесы выставлен и на сайте по адресу: Театр & кино - Пьесы

                                                                                                                               Владимир Фёдоров

 

Два берега успеха

Из значительного количества произведений, прочитанных мною в связи с предстоящим 70-летием Великой Победы, пьеса Владимира Фёдорова «Два берега одной Победы», – лучшая.

Во-первых, писатель заглядывает далеко вперед – нынешние сложные отношения России и США, безусловно, рано или поздно придут в равновесие. Во-вторых, американцы, что там ни говори, немало сделали для общей Победы. В-третьих, как известно, выбор темы – это первое условие, которое делает пьесу привлекательной. Соединение в «небесной хронике» действующих лиц из России и США, прямо скажем, промыслительное драматургическое наитие.  О военных лётчиках в театре до сих пор мало рассказывалось. На этот же раз драматург дает роскошный материал, для полновесного представления их ярких личностей не только в военном деле, но и в дружбе, любви и, что немало, в искусстве. (Они поют, звучат стихи и т.д.)  Режиссеру, заинтересованному воплотить на сцене военную тему, в этой пьесе настоящее раздолье. По жанру это может быть и мюзикл, и лирико-драматическое представление, но как его ни назови – актерам в пьесе есть что играть и петь (на наш взгляд, очень важная ипостась этого произведения). И наконец, в грядущем смотре военной тематике российских театров у «Двух берегов» есть шанс заметно отличиться от набивших оскомину «стрелялок» и «чернухи».

Поскольку пьеса дает привлекательный актерский материал для труппы и потенциально интересный для зрителя, то можно сказать, что любой театр не ошибётся, взяв в работу произведение Владимира Фёдорова «Два берега одной Победы».

Кстати, драматург побеспокоился о постановщиках, дав в конце пьесы большой перечень исторической кинохроники. Конечно, в этом компоненте должен быть отбор. Не надо, может быть, напрямую конкурировать с «Латерна магикой», мультимедийным театром, который пользуется большой популярностью благодаря уникальности постановок, в которых сочетается кинопроекция, драматургия и балетное действие, чем достигается эффектность, зрелищность и доступность понимания человеком из любой страны и культуры. Впрочем, от этого прародителя в нашем случае трудно будет уйти, но он – неплохой образец для последователей и для дальнейшего развития жанра.

В заключении хочется сказать о главном: пьеса написана хорошим сценическим языком, в драматургии её присутствуют все характеристики высокого класса и, на мой взгляд, она, несомненно, принесет театру успех, а себе – долгую сценическую жизнь.

                                                                   Валерий Иванов-Таганский,

           заслуженный артист России,  

                      вице-президент  Петровской академии наук и искусств,  

                                                            академик Академии Российской словесности.

 

Берег левый, берег правый

Пьеса В. Фёдорова «Два берега Победы» заслуживает пристального внимания, поскольку написана в несколько неожиданной для театра форме.  Здесь нет привычного традиционного деления на действия и акты. Перед нами предстаёт серия из 24 небольших эпизодов, что, скорее, соотносится с киносценарием и предполагает быструю смену декораций. Но тем и интереснее должно быть её сценическое воплощение, позволяющее синтезировать кино и театр «в одном флаконе», на одних подмостках. 

Мы давно привыкли к шоу, клипам, видеосопровождениям, но спектакль иное дело. Тут необходимо тонко и органично переплести два жанра – кино и театр – две реальности, чтобы получилась одна единая история, которая разворачивается на наших глазах здесь и сейчас в едином пространстве и времени, где кадры хроники и драматическое действие составляют один живой организм. Перекинуть между ними мостки – найти ключ к решению спектакля! Условная природа театра позволяет это сделать и даёт простор для фантазии режиссёра.

    Несомненным достоинством пьесы является её историческая достоверность. Пьеса раскрывает нам малоизвестные факты из истории Великой отечественной войны.  Подлинные имена героев, подлинные факты, подлинные события – драгоценная возможность узнать больше и о великом прошлом своей Родины; и о том вкладе, который внесли Соединённые Штаты в победу над фашизмом. И о дружбе между Россией и Америкой, которая сегодня кажется парадоксальной.

    Отличительной чертой пьесы В. Фёдорова является знание профессиональных подробностей и деталей. Это погружает в атмосферу и делает живыми описываемые картины и образы. Говорит ли он о природе края, где означено место действия, о его климатических и географических особенностях, пишет ли о самолётах, лётном деле, самих лётчиках, их уставных и личных взаимоотношениях. Всё ярко, объёмно и со знанием дела. Виден кропотливый труд и тщательное изучение темы, предмета и архивных материалов. Это вызывает к пьесе доверие, уважение и интерес.

    Пьеса создана в лучших традициях советской драматургии: жизнеутверждения, победы высоких идей, торжества справедливости и добра. Чего очень не хватает многим сегодняшним художественным произведениям, стремящимся принизить и очернить жизнь и человека, проповедующим антигуманистические идеи и принципы, разрушающие вековые устои нравственности и бытия.

    Стоит отметить, что хотя пьеса и о военном времени (события разворачиваются в 1943 году) никто из героев не погибает.  Но это не создаёт впечатление сентиментального «хэппи-энда».  Наоборот, на память сразу приходит поговорка, что смелого смерть не берёт. И хочется в это верить. И желаешь полюбившимся героям победы. И чувствуешь счастье, что в далёком 43-ем эти люди остались живы.  А счастливый финал даёт нам надежду на лучшее.

    Всё вышесказанное придаёт актуальность пьесы. Да и как может не быть актуальным то, что в наше бесконечно тревожное время воскрешает в памяти былую связь, былую дружбу…  И хочется верить, что свет разума восторжествует. Что мрак рассеется. И мы наконец увидим другой берег океана.

Светлана Волошина-Андрийчук, 

художественный руководитель и режиссёр

Московского молодежного театра им. М.Ю. Лермонтова

                                                                                                                            

  О пьесе «Два берега одной Победы»

 В летописи Великой Отечественной войны немало страниц, которые нам еще предстоит открыть. И порой – с совершенно неожиданной стороны. Завесу одной из них приподнял и зримо приблизил к нам поэт и драматург Владимир Федоров, который в одной пьесе сумел уместить большую героическую историю.

 «Два берега одной Победы» – так назвал он свою пьесу-хронику. Она – о мужестве, проявлявшемся в тяжелых северных условиях у советских летчиков и… американских летчиц, перегонявших с Аляски американские истребители «Аэрокобры»; о невероятной отваге, огромной любви к своей родине, силе духа и многом другом. Это был настоящий боевой союз летчиков СССР и США: заокеанские истребители, добравшиеся до якутских аэродромов, затем летели под Москву и Сталинград, Орел и Курск сбивать «мессеры» и «фокке-вульфы».

Но времена были суровые по «всем фронтам». Вот и прославленный летчик Александр Покрышкин вместо штурвала истребителя предстает перед нами с метлой в руках… Отправили капитана в Дербент за новой техникой. Здесь он не сдержался: назвал местных спецов в погонах «тыловыми крысами», а кому-то и врезал. В результате отозвано его представление на звание Героя Советского Союза, и вот-вот из партии исключат, а там и штрафбат… Но и гауптвахта для талантливого летчика – не помеха. Еще и еще раз продумывает он, сидя в заключении, как выводить из смертельных пике «аэрокобры», как уберечь жизни молодых пилотов в воздушных боях.

Судьба летчиков покрышкинской эскадрильи – драматическая линия пьесы. Лирическая – знакомство и дружба американских летчиц-перегонщиц Хелен и Энн с советскими пилотами Ковалевым и Беловым – вызывает не меньший интерес. Если не больший, поскольку объединяет этих людей, эти два далеких и прежде чуждых берега – СССР и США – одна большая и общая цель: победа над страшным врагом – фашизмом. И именно по этой причине пьеса о событиях времен Великой Отечественной в наше время так своевременна и актуальна. Тем более сегодня, когда между Россией и Америкой сложились далеко не лучшие отношения, а фашизм всё зримее поднимает голову в самых разных частях планеты. Пьеса же предлагает вспомнить другие времена, которые могут стать хорошим уроком истории.

Автора можно поздравить: его пьеса достойно вольется в репертуар любого столичного театра, тем более, если будет поставлена к 70-летию Великой Победы, которое мы отметим в этом году.

 Леонид ХАНБЕКОВ,

президент Академии российской литературы,

заслуженный работник культуры РФ.