Mobile menu

 

 

  

Эта статья была опубликована в газете "Амурская правда" сразу после открытия фестиваля "Благая весть", где был представлен спектакль "Одиссея инока Якутского" по пьесе Владимира Фёдорова. Тогда еще не было известно, что постановщики спектакля режиссер Андрей Борисов и художник Лена Гоголева будут удостоены призов жюри "За лучшую режиссуру" и "За лучшую сценографию"

В минувшую субботу в Амурском театре драмы начался Международный фестиваль Дальнего Востока "Благая весть". Открывший его глава администрации Амурской области А.Н.Белоногов подчеркнул знаменательность того факта, что начало этому событию театральной жизни положено спектаклем, посвященным 2000-летию христианства, поскольку вопросы патриотизма, справедливости, созидания сегодня особенно актуальны. На открытии фестиваля выступили гости - глава представительства Президента Республики Саха (Якутия) в Хабаровске А. П. Смирнов, министр культуры Якутии, он же режиссер-постановщик А. С. Борисов, директор Якутского русского драматического театра г. Якутска И.И.Подойницын.
В прошлом наш земляк, выпускник Благовещенского речного училища, И.И.Подойницын, заслуженный работник народного хозяйства Якутии, отличник культуры СССР, сказал, обращаясь к амурским зрителям, собравшимся в тот вечер в зале театра:
- Не мы первыми пришли на седой Амур - первым был Святитель Иннокентий, который дал имя вашему городу. И вот поэтому сегодня мы здесь и привезли спектакль, имеющий отношение к Святителю - Апостолу Православия Дальнего Востока, Якутии, Аляски и Америки. Мы здорово потрудились над этой постановкой и очень хотим, чтобы наша работа вам понравилась.
Спектакль Русского драматического театра имени Пушкина "Одиссея инока Якутского", поставленный по пьесе В.Федорова заслуженным деятелем искусств Якутии, лауреатом Госпремий СССР и РФ Андреем Борисовым, не понравиться просто не мог. Более того, успех превзошел все ожидания, спектакль потряс амурских зрителей.
Потрясением было развернутое перед зрителем объемное эпическое полотно, чего мы не видели на театральной сцене с начала перестройки, когда театр перестал интересоваться масштабными явлениями истории и превратился сперва в дискуссионную трибуну, затем в обличителя недостатков общества, потом в разгребателя грязи и в конце концов остановился на роли весельчака, развлекающего почтенную публику всевозможными средствами.
Спектакль "Одиссея инока якутского" - новый шаг, знаменующий возрождение театра как храма высокого искусства, возвращение его на пьедестал "властителя дум". В основу постановки легла подлинная история морского священника-якута, награжденного золотым Георгиевским крестом за героизм во время русско-японской войны на крейсере "Рюрик".
Надо отметить, что режиссер-постановщик Андрей Борисов и сценограф Лена Гоголева потрудились на славу. Батальные эпизоды морского боя сменялись сценами в модных салонах богемного Петербурга, сцены бурана в якутской тундре- залитыми золотым светом райскими кущами, где обитают апостолы в белых одеждах. Кульминационный момент спектакля - полное ощущение катастрофы, когда на глазах зрителей идет ко дну не сдавшийся врагу "Рюрик" (именно так покачан тонущий крейсер, как это сделано, словами не передать, потому что это - театр). И в это время звучат имена моряков крейсера. И зал встает, чтобы почтить память героев. По своему духу спектакль получился очень патриотичный, переосмысливающий события российской истории с современной точки зрения.
Особо мощным аккордом прозвучал финал спектакля, когда на поклон актеры вышли с горящими свечками в руках и, поочередно подходя к вынесенному на сцену кануннику, ставили их полукругом, как бы в память об участниках истории, только что рассказанной театром. Под аплодисменты поднялись на сцену и поставили зажженные свечки от имени всех, кто находился в зале, наш губернатор и мэр города, что смотрелось очень трогательно.
Но современному зрителю спектакль интересен не только тем, что он поднимает тему русско-японской войны, довольно редкую для подмостков и очень важную для зрителей Дальнего Востока. Спектакль обращается еще к одной теме, закрытой прежде для советского зрителя и закрытой для театра вообще - теме непростой судьбы человека духовного звания. Страдания и искушения инока Алексия (арт. Айаал Аммосов), постоянная ситуация выбора между долгом, его кротость и несломленность находят в зале живейший отклик. Настоящей Голгофой для инока, вернувшегося с войны героем, становится время, когда рушится привычный жизненный уклад и на смену ему приходит смута - бомбометатели, ниспровергатели устоев, гонители церкви. Они отнимают у Алексия самое дорогое - любовь, веру, родину. Но якутский инок стойко нес свой крест.
Следует отметить и профессионализм актеров, создавших на сцене яркие и убедительные образы своих героев. Конечно, непривычно было видеть в качестве одного из главных героев Святителя Иннокентия, но в исполнении народного артиста Валентина Антонова он был настолько настоящий, что хотелось подойти за благословением. Живое сочувствие в зале вызвала судьба страдалицы Веры (арт. Ксения Зыкова), полюбившей с юности на всю жизнь посвященного Богу инока Алексия. Очень оживляла спектакль работа стремительной Елены Корниловой, появляющейся то в облике продавца, то девочки, напоминавшей герою о днях детства. Если верить театральной программе, в спектакле заняты 45 человек, и доброе слово хотелось бы сказать о каждом: ведь каждый, играя свою роль, внес необходимый штрих в палитру спектакля, каждый сумел запомниться.
Фестивалю театров Дальнего Востока "Благая весть" положено мощное многообещающее начало. С интересом и нетерпением будем ждать продолжения.

Юлия КЛИМЫЧЕВА

г.Благовещенск