Mobile menu

 

 

                                              

«Созвездие Марии» - прекрасное название для спектакля. Тем более уместное, что целое созвездие молодых артистов участвовало в празднике  в Гостином Дворе, где проходила выставка - ярмарка Саха – Экспо в рамках Дней Республики Саха (Якутия) в Москве. С одной стороны, это была демонстрация достижений  республики, с другой творческая и дискуссионная площадка, где было показано и якутское кино, и мастер – классы по изготовлению народно- художественных изделий,  и, наконец, театральные успехи Якутии.      

После  презентации  новых книг, созданных мастерами слова  республики Саха, проведенной руководителями Союза писателей России В. Ганичевым и Г. Ивановым и фуршета с изобилием якутской кухни, все ждали премьеру спектакля «Созвездие Марии». Автор пьесы – драматург, журналист и поэт  Владимир Федоров хорошо известен в этом крае.  Здесь он прожил многие годы, находясь в центре литературной жизни республики.

       Теперь Владимир Николаевич работает в Москве и предлагаемый москвичам спектакль получился своего рода отчетом автора о прожитой  жизни в республике Саха.

         Видно было, что  драматург волнуется. И немудрено, освоить пространство Гостиного Двора, где зрителям собственно и был предложен спектакль, и сыграть его «без сучка и задоринки» было непросто. Представьте себе, декорацией спектакля (художник-постановщик А. Ермолаев) стал интерьер внутреннего облика Гостиного Двора, его многоярусная лестница.  Именно она – гигантская лестница с перилами и выразительной лепкой колонн, игрой света превращалась в этот вечер то в царские покои, то в борт или трюм корабля.   В этих естественных декорациях изобретательный и, безусловно одаренный режиссер Андрей Борисов и показал свой музыкально- драматический спектакль. Сразу скажем, спектакль, при всех недочетах по освоению огромного сценического пространства, удался. Частые перестановки  декораций и огрехи в световой партитуре  зрителей не расхолаживали.  Все прекрасно понимали, что в этих условиях большего сделать просто невозможно.  В свою очередь режиссер, словно изначально договорился с переполненным зрителями залом – «дорогие мои, возможности сыграть спектакль вот такие, и вы либо их принимаете, либо уходите». Никто не ушел! Зрители всё поняли и в   невероятной тишине, на одном дыхании не просмотрели, а, затаившись, прожили этот спектакль.

       Мастерство и увлеченность актеров Государственного  ордена Почета Академического  Русского драматического  театра им. Пушкина, руководимого Александром Лобановым,  в непростых постановочных условиях сделали главное – заставили вновь полюбить нашу историю, о которой чего только за последние годы не  сочиняют, 

еще раз убедиться, что, в сущности, представляет собой русский характер, показать его безграничную преданность долгу и  своему Отечеству.

     В центре  спектакля - история  освоения северной части российского материка Великой Северной экспедицией  под руководством командора Витуса Беринга, создание первой карты этого края и закрепление   Российской империи на своих окраинах.  Вместе с тем, водружению символического креста на крайней точки экспедиции противостоит, кажется, всё: мороз и льды, подозрение и суеверие, болезни и даже власть, не знающая, подчас, истинного положения вещей.

         Ни одно великое дело не делается без любви! Через весь спектакль мы следим за любящей парой – лейтенантом флота, командиром Ленского Отряда Великой Северной  экспедиции Василием Прончищевым (Е. Стрельцов) и его женой - тульской дворянкой  Марией (М. Слепнева).  

        Если в центре спектакля есть красивые и сильные герои,  при этом  превосходно сыгранные молодыми актерами, это уже само по себе победа. Но Пушкинцыпродемонстрировали большее - прекрасный актерский ансамбль.  Мотором среди мужской части труппы  стал Э. Купшис. Напористый и мудрый, хрипловатый и сердечный, - вот каким  предстает перед нами великий Витус Беринг, именем которого назван знаменитый пролив. Среди его команды яркие и стойкие сподвижники: штурман Семен Челюскин (С. Федоренко), лейтенант Дмитрий Овцин (В. Кропотов), лейтенант Петр Ласиниус (И. Данилевский). Перечисленные исторические персонажи представлены   актерами точно и убедительно, на самом высоком исполнительском уровне.

      Пьеса В. Федорова «Созвездие Марии» многолюдна. В ней есть роли второго плана. Их много.  Однако они остаются в памяти, потому что   каждая роль, как якутская строганина, «вкусна» и хорошо сыграна.  Особенно запоминаются актеры: А. Лобанов, В. Тверитинов, А.Егоров. Заметим, именно высокий  уровень  мастерства в этих небольших ролях  в полной мере демонстрирует  исполнительскую школу и  актерский ансамбль якутского театрального коллектива.   Это относится и к «царским сценам».  Здесь хочется отметить своевольную и темпераментную Е. Адамчук в роли императрицы Анны  Иоанновны,  ее хитрого и угодливого фаворита, герцога Курляндского в исполнении Д. Трофимова и драматичную Е. Нарышкину в роли Евгении Долгорукой. Современную интерпретацию алчности и стяжательства  показала и Т. Налетова в роли предприимчивой молодой особы, жены Витуса Беринга.

Надо прямо сказать, что актерская труппа представила себя на этом серьезном экзамене в столице, зрелым и выносливым коллективом.  Почему выносливым? Во-первых, не каждому театру сегодня по  плечу такая драматургия, где надо владеть вокалом (педагог по вокалу Т. Кутугутова), пластикой и музыкальным материалом, предложенным В.Климовым и В. Понаморенко. Во- вторых, надо иметь смелость и вкус, чувство ответственности и любви к своему краю и  нашей общей истории, чтобы всерьез поднять такую тему и, в – третьих, что может быть самое важное, понимать, что время пошлости, чернухи на сцене  безвозвратно прошли и больше недопустимы. Что называется – наелись сполна!

    Вот почему  прекрасная пьеса «Созвездие Марии» Владимира Федорова, показанная  якутским коллективом, стала не только главным  духовным проявлением в Дни  Республики Саха в Москве, но и  демонстрацией театром своего подхода к выбору репертуара, утверждением своей  эстетики.  Суть этой эстетики в опоре на искусство психологического театра, в выборе высокой и качественной драматургии. В заключении хочется отметить, что Государственный  Академический Русский драматический театр им. Пушкина, это  подлинно русский театр, где есть место страсти и слову, высокому актерскому мастерству, любви к Отечеству и к своему любимому делу, которое во все времена вдохновляло тех, кто работает на благо своей страны и своего народа.

                                                                                       Валерий Иванов–Таганский,

                                                                                       режиссер, заслуженный артист России