Mobile menu

 

 

                

Выставочный зал Гостиного двора послужил необычной сценой для премьерного спектакля "Созвездие Марии", поставленного режиссёром, народным артистом Российской Федерации, Лауреатом Государственных премий СССР, РФ, РС(Я), министром культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Андреем Борисовым по пьесе драматурга, лауреата Государственной премии им. П. Ойунского Владимира Фёдорова. Премьера спектакля прошла в рамках Дней Якутии в Москве и была приурочена к важной исторической дате –  380-летию вхождения Якутии в состав России.

 

 

Театральный коллектив Государственного Академического Русского драматического театра им. А.С. Пушкина (г. Якутск) словно привёз в бесснежную, "плюсовую" Москву голубоватые искрящиеся снега Арктики, свежее вольное  дыхание полярных ветров, зовущие крики чаек, космическую мистерию северного сияния и недосягаемую звёздную высоту небес. Это непередаваемое ощущение создавали проецируемые на огромные сценические экраны видеокартины; колышущиеся над центральной кафедрой парадной лестницы белоснежные корабельные паруса; ритмично покачивающиеся в балюстрадах лестницы вёсла; тема спектакля и звуковое сопровождение; замечательные костюмы и театральные эффекты; муляж реликтового мамонта в натуральную величину...

В любом спектакле залогом удачи и доминирующим началом является профессиональная работа режиссёра. Зритель сразу чувствует почерк режиссёра, который умело и последовательно раскрывает проблематику и глобальные задачи пьесы. Каждую сцену и мизансцену он виртуозно обыгрывает малыми средствами и добивается понимания и признания у зрителей.

Большое количество действующих лиц; целый ряд важных сюжетных линий, в конце концов органично соединяющихся в единое целое; динамичное развитие спектакля при отсутствии настоящей театральной вращающейся сцены, т. к. театральное действо здесь проходит в стиле античных театров или ярмарочных спектаклей прямо перед зрителями – ведь надо было вписать спектакль в "окружающую среду" выставочного зала. И это – лишь часть трудных моментов в работе режиссёра...

Грамотное использование национального колорита, фольклора, символики костюмов, реквизита, глубокое проникновение в эпоху и народные традиции, бережное отношение к драматургической основе пьесы, сильный актёрский состав, как нам кажется, помогли Андрею Борисову не только всё преодолеть, но и развернуть многие  упомянутые трудности так, что они, наоборот, способствовали раскрытию замыслов драматурга и режиссёра.

К примеру, парадная лестница Гостиного двора, два её крыла и центральная кафедрамногофункционально и многоаспектно  использовались на протяжении  всего спектакля. И, безусловно, необходимо отметить в этой яркой и динамичной постановке  блестящую игру и пение артистов: Марины Слепнёвой (Мария), Евгения Стрельцова (Прончищев), Степана Федоренко (Челюскин), Владимира Кропотова  (Овцын), Ильи Данилевского (Ласинус), Эдвардаса Купшиса, ассистента режисёра (Беринг), Евгении Адамчук (Анна Иоановна), Татьяны Налетовой (Анна – жена Беринга), Елены Сулак (Дуняша), Екатерины Нарышкиной (Долгорукая), Владислава Мичурина (Дамаскин), Валерия Тверитина (Миллер), Алексея Егорова (Попов),  Романа Дорофеева (Попов в детстве), Степана Березовского (Зверев) и других исполнителей.

Истоки духовной и творческой основы этого спектакля проистекают из бережного сохранения национальных русских и якутских традиций.

Её Величество Музыка, изящно вплетённая в ткань спектакля, является одной из его главных составных частей. Это она своими нежными чарующими нотами ведёт лирическое повествование;  патриотической маршевой поступью, с барабанной дробью, шагает вместе со всеми на завоевание необозримых просторов Севера во славу Государства Российского; пронзительно и печально провожает своих героев в последний путь; поминальным звоном колоколов   напоминает о них...

Автор чудесной музыки, не только дополняющей, но и помогающей раскрыть идеи спектакля – композитор Виктор Климин. Особо хочется отметить мелодичность песен, созданных этим одарённым композитором, прошедшим школу великого мастера – Арама Хачатуряна.

Слова к песням написал Владимир Фёдоров, раскрыв перед зрителями ещё один свой талант – поэтический. Мы с полным основанием полагаем, что все без исключения песни, созданные композитором В. Климиным и драматургом-поэтом В. Фёдоровым, получат самостоятельную творческую жизнь, выпорхнут, словно птенцы, из гнезда спектакля и займут достойное место на российской эстраде.

Музыкально-драматическая пьеса Владимира Фёдорова обладает огромным потенциалом для сценического воплощения: богатое, насыщенное содержание, острые и неожиданные сюжетные линии, динамичное развитие событий, достоверное отражение важных исторических явлений и фактов.

Историческая тема очень близка и любима В. Фёдоровым, об этом свидетельствуют и его предыдущие произведения, поэтому можно с уверенностью сказать, что эта пьеса написана рукой опытного мастера.  Необходимо также подчеркнуть, что такие блистательные драматургические произведения Владимира Фёдорова, как «Одиссея инока якутского», «Апостол государев» и «Созвездие Марии» имеют феерический успех. И мы полагаем, что указанные произведения войдут в золотой фонд драматургии и Якутии, и России.

С древних времен общеизвестно – движение это жизнь. Эта бессмертная формула лежит в основе всех жанров и направлений искусства. Пьеса «Созвездие Марии» в этом смысле не является исключением.

Драматург и режиссёр чутко уловили смысл  бессмертной формулы – в пьесе и спектакле  отсутствуют затянутые, скучные, многословные монологи (и слава Богу!), практически все сцены и мизансцены не просто движутся, у них стремительный полёт, это держит во вдохновенном напряжении весь зал, и, на наш взгляд, эта стремительность пьесы и спектакля – важнейший компонент успеха.

Владимир Фёдоров и Андрей Борисов  преподнесли своим спектаклем неожиданный, но приятный сюрприз московскому зрителю.

Сплав высокой режиссуры, драматургии, поэзии и музыки позволяет осязаемо ощутить присутствии великой Петровской эпохи.

Сам спектакль превратился в памятник великим людям, первопроходцам, "птенцам Петровым": Витасу Берингу, Василию Прончищеву, Петру Ласинусу, Дмитрию Овцыну, Семёну Челюскину, Ивану Попову, иеромонаху Дамаскину,  и другим отважным исследователям Севера. Добавим к ним также имена великих исследователей, учёных и астрономов, которые стали известны благодаря открытиям, сделанным во время Великой Северной экспедиции  Витуса Беринга: Стеллер, Линденау, Миллер, Крашенинников, Делакруа.

После спектакля, что называется, по горячим следам, нам удалось побеседовать с режиссёром Андреем Борисовым и нам стало известно, что с Владимиром Фёдоровым у них уже сложившийся творческий союз. За последние годы было создано два спектакля  по пьесам Владимира Фёдорова: "Одиссея инока якутского" и "Апостол государев", олицетворяющие темы Веры и Надежды. Поэтому он просто не мог пройти мимо такой красивой истории великой и жертвенной  женской Любви. Главная героиня пьесы «Созвездие Марии» – Мария Прончищева, бесконечно любящая и безоглядно преданная своему супругу, умерла от тоски после гибели Василия, пережив его всего на пять дней.  Тема эта была так созвучна историям любви, прозвучавшим в «Ромео и Джульетте», «Тристане и Изольде», «Юноне и Авось» и во многих других произведениях о бессмертной любви. Таким образом, спектакль "Созвездие Марии" тематически завершил символическую триаду: Вера, Надежда, Любовь.

Выслушав с вниманием слова Андрея Борисова и  понимая, что после премьеры сценический материал шлифуется и обрабатывается, мы высказали ряд пожеланий: реквизит ботов, плотов и ледяных глыб делать менее громоздким и трудоёмким, иногда оставляя за ним чисто символическую функцию; в большей степени использовать световые эффекты; пластичность, хрупкость и невесомость некоторых сцен дополнить и обыграть хореографией. И тогда спектакль ещё ярче заиграет всеми своими гранями и из алмазного самородка превратится в настоящий якутский бриллиант.

Мы очень надеемся, что Божественный свет, который щедро излучает «Созвездие Марии», будет озарять сцены многих российских театров нашей великой многонациональной Родины!

                        АЛЬБЕРТ ОГАНЯН,

                       академик РАЕН, секретарь Правления  МГО СП России.

                       НИНА ПОПОВА,

                       поэт, действительный член Академии российской литературы.