Mobile menu

 

 

Благовещенск потрясла история "АлСиба"

 

Финальный гастрольный спектакль Русского драматического театра г. Якутска состоялся 26 сентября 2018 года

 «АлСиб» - малоизвестная и далёкая для стороннего человека, но такая близкая и родная страница для жителей Якутии. «АлСиб» – это про войну, про 1942-1945 годы. В Якутии, на Колыме и Чукотке чтят память о тех временах и героях так же трепетно, как в Благовещенске помнят о форсировании Амура в августе 1945 года Второй Краснознамённой Амурской флотилией и об освобождении советскими войсками северо-востока Китая. 26 сентября о священной памяти своей земли рассказал Государственный академический русский драматический театр имени А. С. Пушкина. «Два берега одной Победы» стали финальным спектаклем в «Больших гастролях».

История создания этого спектакля началась для сценариста Владимира Фёдорова, когда он ещё в 70-80-х годах был молодым геологом. В экспедициях своими глазами он видел разбитые самолеты с американскими звёздами, видел места, где они терпели катастрофы: на участке Сеймчан возле Оймякона, Томтора, Тополиного. Потом, уже работая журналистом в газетах «Молодежь Якутии» и «Якутия» он пообщался с живыми перегонщиками «АлСиба» и строителями аэродромов. А в начале 2000-х Владимир Фёдоров побывал на Аляске, увидел бывшие взлётные полосы «Алсиба» и поклонился в Фэрбанксе монументу советским и американским пилотам. И ещё ему посчастливилось застать в живых американских авиаторов-ветеранов, которые участвовали в масштабной военной операции под названием «АлСиб»…

АлСиб – это один из четырёх путей, по которым во время войны боевые самолёты доставлялись в Союз по договору ленд-лиза. Технику перегоняли из американского города Фэрбанкс, он находится в самом сердце Аляски. Здесь советскими специалистами производилась приёмка самолётов, и далее их перегоняли уже лётчики из СССР. Фэрбанкс был выбран в качестве места передачи самолётов из-за его лучшей защищённости по сравнению с Номом в случае нападения японцев, которые летом 1942 года оккупировали часть Аляски.

На советской территории маршрут пролегал через Чукотку, Колыму и Якутию до Красноярска. Протяжённость пути составила 6 306 километров. Там были крупные узловые пункты и сравнительно устойчивая погода. Вернее, так было записано в документах высоких начальников, которые сидели в Москве. На самом деле, под крылом этих самолётов оказывались тысячи километров безлюдной тайги, высоких гор, прячущихся в тумане или метели и, конечно, были лютые морозы – минус 50 градусов, а на высоте – до минус семидесяти! Самолеты покрывались ледяной коркой, масло превращалось в камень, лопались резина и шланги — выходила из строя вся гидравлика и тормозная система. Отказывали карбюраторы, магнето, свечи, моторы стыли в воздухе. Но военная техника была нужна на фронте, поэтому Сталин и Рузвельт подписали договор и держали «АлСиб» на особом счету…

Глубокий исторический материал лёг в основу большого трёхчасового спектакля, который поставил яркий якутский режиссер, народный артист России, Лауреат государственных премий СССР и России, обладатель "Золотой маски" Андрей Борисов по пьесе заслуженного работника культуры Республики Саха (Якутия), лауреата Государственной премии Республики Саха (Якутия) им. П.А.Ойунского, Большой литературной премии России, Владимира Федорова. Премьера спектакля состоялась 2 мая 2015 года.

Этот спектакль с первых минут вызвал у благовещенских зрителей потрясение: на сцене разместился настоящий… самолёт, у которого крутился винт, валил дым. Он гудел, и «взлетал» с помощью военной кинохроники. «Аэрокобра»! Страна платила за них золотом и платиной.

Как выяснилось, детали самолёта и обмундирование были реальными. Их, списанные, охотно отдавали якутскому театру местные авиапредприятия. Они же проводили уроки лётного дела, чтобы актёры могли правдиво сыграть свои роли. И у них это здорово получилось. Исполнители не просто вжились, они все три часа жили там, в 40-х годах. Это чувствовалось по взглядам, напору голоса, нахлынувшим чувствам. Зрителям это всё передавалось, в горькие минуты зал всхлипывал.

В спектакле – два главных героя, два друга, две судьбы – будущий трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин и Виктор Соколов, у него собирательный образ, как и у многих других участников. Но реальный прославленный командир 1-й перегоночной авиадивизии, полковник Илья Мазурук, командующий 4-й Воздушной армией, генерал-майор Вершинин. А любовь потомка великого полководца Барклая-де-Толли (такой американский инженер был в реальности) к заправщице Клаве вполне могла иметь место в той жизни. Как были советские «ночные ведьмы», в американской военной флотилии были свои «незабудки» – американские перегонщицы Хелен Смит и Энн Дуглас. Их судьбы сломала война, как и многих на «АлСибе».

- В общей сложности по «АлСибу» военные перегнали 8 094 американских самолёта. 112 советских лётчиков погибли, на американском участке потери составят 133 человека, в том числе 38 женщин, - сообщает зрителю «закадровый голос».

В спектакле живо отражено разница двух миров: бедственного и напряжённого советского, и сытого американского. Американцы везут в подарок капроновые чулки, платья и туфли, за такое советский человек мог легко получить серьёзную статью и десяток лет на той же Колыме. Но и здесь показана смекалка, причём, факты имеют реальную основу.

- А подари-ка мне помаду! Для дела! – просит у американки русский лётчик. Дело в том, что все инструкции, наставления и памятки, а также надписи на приборной доске лендлизовских самолетов были на английском языке. Приборы показывали мили, футы и галлоны. Лётчикам приходилось над каждым тумблером и прибором рядом с английской табличкой приклеивать надписи-переводы. Обычным делом в планшетках летчиков стала губная помада. Ей было возможно в любой мороз нанести на шкалах нужные отметки.

Режиссёр постарался внести в спектакль как можно больше правды. И не скупился на эффекты. Например, когда один боец сделал выстрел из пистолета, публика вскрикнула и долго не могла успокоиться. А один раз даже пошёл снег. Одного из героев спасла в тайге девушка-якутка - случай, наверняка, реальный. Спектакль был настолько ладно скроен, что всё время казалось, что смотришь увлекательный фильм, время потеряло счёт.

Героизм, служение, дружба и любовь соединились в одной постановке. В завершение зал аплодировал стоя, актёрам кричали «браво» и долго не хотели отпускать со сцены.

- Я побывала на четырёх спектаклях: «Очи чёрные», «Тётки», «Капитанская дочка» и вот этот ещё. Артисты все играют, поют, танцуют, очень хорошо двигаются. Очень понравился актёр Илья Данилевский. Они все хороши, они едины. Сильный театр. Я в Москве много лет прожила, мне есть, с чем сравнить, - рассказала зрительница Людмила Ширяева.

- Я посетила все спектакли. Восторг! «Два берега одной Победы» - просто потрясающая постановка. И важная. Потому, что это наша история. Особенно это надо знать молодому поколению. Молодёжь не читает книги, а здесь всё доступно. Кинохроника очень органично сплетена со сценическим действом, присутствует и юмор. Герои говорят на простом языке, понятном любому, - отметила зрительница Валерия Савченко.

- Спасибо большое про эту интересную страницу в истории, о которой я, к своему стыду, не знала. Удивительная история, достойная изучения. Потому, что там – герои, такие же, как и на фронте. Почему про «АлСиб» не изучают в наших школах, не знаю. Это ведь часть нашей дальневосточной истории, - поделилась зрительница Татьяна Краснова.

Спектакль был создан в ГАРДТ имени А. С. Пушкина к 70-летию Великой Победы, и до сих пор находится в репертуаре. Теперь больше об истории Дальнего Востока узнали и многие жители Благовещенска.

- Мы встретили здесь неравнодушного и понимающего зрителя. Очень жаль, что мы здесь не были эти 18 лет! Катализатором этих больших гастролей стала директор Амурского областного театра драмы стала Татьяна Бедина. Наш зритель в Якутске очень рад, что увидел амурскую драму, а мы надеемся, что вы также были рады, что увидели нас, - обратился к зрителям на закрытии гастролей директор ГАРДТ имени А. С. Пушкина Александр Лобанов. Он, кстати, также сыграл сурового, но справедливого начальника в спектакле.

Спектакль «Два берега одной Победы» стал победителем на первом региональном конкурсе профессиональных репертуарных театров «Полюс. Золотой сезон», с триумфом прошел на VI Федеральном фестивале «Театральный Олимп» в городе Сочи в 2016 году, завоевав награду «Серебряный Олимп» и «Приз зрительских симпатий».

Наталья Наделяева

Благовещенск

 

 

 

 

Великая русская сила

         

 

Нина ПОПОВА, 

кандидат филологических наук, член Союза писателей России

Премьера спектакля Государственного Академического Русского драматического театра им. А.С. Пушкина (Якутск) «Путь Святителя" по пьесе "Алмазный крест" лауреата Большой литературной премии России Владимира Фёдорова стала важным событием не только московских Дней Якутии, но и культурной жизни самой столицы. 

Подробнее: Великая русская сила

Приношение русскому народу

 

Геннадий РЯЗАНЦЕВ-СЕДОГИН,

писатель, протоиерей Русской Православной церкви.

В Москве прошли Дни Якутии, посвящённые 385-летию вхождения республики в состав Российского государства.   17 декабря в Экспоцентре состоялось триумфальное закрытие Дней, и Академическим Русским драматическим театром города Якутска был впервые сыгран спектакль «Путь святителя» по пьесе известного поэта и драматурга Владимира Фёдорова «Алмазный Крест». Эта удивительная пьеса была написана специально к 220-летию Святителя Иннокентия (Вениаминова), чья славная юбилейная годовщина была отпразднована Божественной Литургией в Успенском соборе Кремля в День народного единства.

Подробнее: Приношение русскому народу

Колокольный звон в облаках

 

Валерий ИВАНОВ-ТАГАНСКИЙ, заслуженный артист России,

драматург, вице-президент Петровской Академии наук и искусств.

Нет сомнения, что руководство Республики Саха поставило перед Академическим Русским драматическим театром им. А.Пушкина непростую задачу: в завершение нынешних Дней Якутии в Москве показать масштабный спектакль, способный отразить творческие достижения республики.   Безусловно, выбор для спектакля литературного материала, к такой ответственной дате, как 385-летие вхождения Якутии в Российскую Империю, 220-летие со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова) и 40-летие его канонизации – это не только ответственный, но и решающий момент.

Подробнее: Колокольный звон в облаках

Алмазный крест Святителя Иннокентия

Елена СТЕПАНОВА,

журналист, член Союза писателей России

Где еще в Москве можно посмотреть хоть какой спектакль про родину, рвущий сердце? Скандальные уже и до Большого театра докатились... И вот идут изголодавшиеся по чему-то стоящему, большому и великому на спектакли по пьесам Владимира Фёдорова, которые ставит Андрей Борисов, потому что знают: Борисов за фальшивку не возьмется, а Фёдоров плохого не напишет.  Его истории щемят сердце, застилают глаза, проникают в кровь. Вы же помните "Созвездие Марии", по которой крупнейшая в России кинокомпания "КАРО Продакшн" сейчас снимает фильм?!

Подробнее: Алмазный крест Святителя Иннокентия