Mobile menu

 

 

В еженедельнике "Якутск вечерний", самом тиражном издании Якутии, 23 декабря 2016 г. под рубрикой "Год кино" опубликовано интервью с Владимиром Фёдоровым "Блокбастер о подвиге Прончищевых". Ниже этот материал приводится полностью.

 

Пьеса «Созвездие Марии» достаточно известна не только в Якутии, но и за ее пределами. Это произведение о Великой Северной экспедиции, возглавленной в 1732 году знаменитым мореплавателем Витусом Берингом. Оно повествует не только о мужестве и стойкости русских путешественников, но и о яркой и трагической любви лейтенанта Василия Прончищева и его жены Марии.   В сентябре нынешнего года по пьесе начали снимать художественный фильм в жанре исторической драмы. В главных ролях — Алина Ланина (Мария), Наиль Абдрахманов (Василий Прончищев) и Евгений Ткачук (Семен Челюскин).   Кинокомпания «КАРО Продакшн доверила съемки молодому режиссёру Дмитрию Суворову, известному парой молодёжных комедий, «Одноклассницы» и «Суперплохие». Как продвигаются съемки, удалось ли найти общий язык режиссеру фильма и драматургу, кто занят в ролях — на эти и другие вопросы «Афиши» отвечает сам автор пьесы, писатель и драматург Владимир Федоров.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРАМА ВМЕСТО КОМЕДИЙ

— Я думаю, что у Дмитрия Суворова есть хороший шанс расширить своё  амплуа. Ведь молодые режиссеры часто снимают не то, что им хотелось бы снимать, а то, что им предлагают продюсеры. И вот здесь у него появилась возможность показать себя в другом качестве.

— Хотя, не скрою, поначалу я отнесся к этому настороженно. Но мы с режиссером познакомились еще до начала съемок. Продюсер Юрий Обухов устроил нам встречу с Суворовым, и я понял, что он настроен очень серьезно. Дмитрий, чтобы быть в теме, изучил много исторических источников, попросил у меня и радиопьесу, и литературный вариант киносценария. А я, оказавшись на съемках,  увидел, что на площадке он работает  очень вдумчиво и основательно.

— Артисты в главных ролях заняты молодые, но  при этом достаточно опытные. Например, исполнитель роли штурмана Семёна Челюскина, Евгений Ткачук, уже играл Григория Мелехова в сериале «Тихий Дон». Им всем по 30 лет примерно, возраст как раз соответствует возрасту реальных героев.

Плюс молодых артистов и режиссёра в том, что они открыты для обсуждений. Я видел, как они очень демократично обговаривали прямо на площадке, как сыграть ту или иную сцену, подходили с вопросами и ко мне, прислушивались к советам.

— Я видел, как снимался эпизод, когда матроса смывает волной за борт. Это был каскадер, по сюжету он сначала срывается с мачты, падает на палубу, а затем его накрывает волной и уносит за борт. Погода на Ладоге стояла подстать, шел дождь со снегом, швальный ветер – 15 метров в секунду. И ко всему этому нужно было гигантскую волну снять. Специально была построена вышка с цистерной, от которой к борту шел желоб... В нужный момент цистерна опрокидывалась, и огромная масса воды со скоростью неслась по желобу, захлестывая борт и людей. Был впечатляющий момент, когда снималась сцена, где Марию смывает за борт и Прончищев ее хватает и вытаскивает. Тут я своими глазами увидел, что профессия киноактера — не сахар. Конечно, под историческими костюмами были и специальные гидрокостюмы, но при температуре воды плюс семь градусов голову, руки и ноги все равно никуда не спрячешь.

— Специально для съемок мастера из Петрозаводска построили  дубель-шлюп – двухмачтовый парусник по технологиям  XVIII века. Различие состояло лишь в том, что нижнюю часть корпуса обшили металлом, для прочности и долгого срока службы. Наличие такого настоящего корабля порадовало меня больше всего. Долго и непросто обсуждали написание названия шлюпа. В итоге на его борту появилась именно та надпись, на которой я настаивал - имя нашего города, как оно писалось в те годы, - через букву «ц» и с твердым знаком на конце — «Якуцкъ».

 

СМЕРТЬ ОТ ЛЮБВИ, ИЛИ ФРАНЦУЗСКИЕ ТУФЕЛЬКИ

— Экспедиция Беринга была окутана множеством исторических версий. Когда я написал поэму «Созвездие Марии», а потом пьесу, местные краеведы обрушились на меня с критикой за то, что я навыдумывал в отношениях своих героев необыкновенную любовь. В поход изначально ехали несколько жен офицеров экспедиции, в том числе и жена Беринга. Но из Якутска ни одна дальше уже не ушла, потому что на военных кораблях того времени женщинам строжайше запрещалось даже ступать на палубу.

— Каким образом Мария сумела уговорить Беринга, остается тайной. В поход она все же пошла, а после смерти Прончищева умерла через пять дней. Жизнь потеряла смысл для нее – так считал я. А историки утверждали, что Прончищевы умерли от цинги, что Мария даже не доехала до Якутска, либо не выезжала оттуда.

— В своей пьесе я написал — она умерла от любви. Когда в 2003 году их могилу вскрыли археологи, мне позвонил президент республики Михаил Николаев и предложил полететь туда. В итоге оказалось, что цинги у супругов не было вовсе, а в могиле рядом с Василием лежала его Мария. Таким образом, я со своей «глупой» поэтической версией оказался правее историков.

— Пьеса та по разным причинам не сразу попала на сцену. В 1989 году по ней решили поставить радиоспектакль. Возможности якутского радио тогда были ограничены, но прекрасный радиорежиссер Гарри Зельберт сумел на скромном оборудовании сделать довольно хороший спектакль. В тот же год на Первом Всесоюзном фестивале радиоспектаклей «Созвездие Марии» заняло  второе место.

— Андрей Борисов не сразу загорелся этой темой. Но получилось так, что он полетел в командировку в Москву, где случайно познакомился с научным руководителем экспедиции Старковым, который показал ему французские туфельки Марии (они были обнаружены при вскрытии могилы). Когда Борисов увидел их, то его словно пронзила молния – он тут же решил ставить спектакль. Такое вот мистическое совпадение. Другое мистическое событие заключалось в том, что премьера спектакля прошла не в Якутске, а в Москве, поскольку Русский театр был в ремонте. На нашу удачу, спектакль посетил Юрий Обухов, гендиректор «КАРО Продакшн». И ему так понравилась постановка, что он тут же решил снять фильм по мотивам спектакля.

— Я думаю, наш фильм вполне сможет конкурировать с зарубежными историческими картинами. Там есть прекрасно сшитые исторические костюмы, настоящий корабль, большое внимание к деталям, реквизиту и гриму. Конечно, понятно, что кино — это все-таки продукт коммерческий, и оно в любом случае будет отличаться от пьесы. Все-таки пьесы у нас смотрит более взрослый зритель, а кино держится на молодежи.

 — В фильме будут и экшн, и любовные сцены, и жесткие столкновения героев и антигероев. У меня-то произведение довольно романтичное, а вот фильм наверняка будет пожестче. Молодежь ведь надо зацепить, поэтому тут стоит двоякая задача: с одной стороны, создать экшн на площадке, с другой — остаться верными главной идее произведения о высокой любви, да и историю не  исказить.

— Будет и любовный треугольник. Я в свою пьесу ввёл легенду, согласно которой Челюскин был влюблен в Марию, жену своего друга и капитана Прончищева. Но, поскольку он был человеком воспитанным и порядочным, он об этом сказал, по моей версии, только на ее могиле. Мария наверняка догадывалась о влюбленности Семёна, но любила только Василия. 

Жену Прончищева звали вовсе не Марией, а Татьяной. Делов том, чтов память о нейна картах место у восточного побережья Таймыра обозначалось как «М. (мыс) Прончищевой». А потом некто вместо «мыс» написал «Марии Прончищевой», так появилась Мария, уже на всех картах мира. Ошибка выяснилось только в начале 90-х годов. Были попытки вернуть имя Татьяны на карту, но успехом не увенчались — все привыкли. Поэтому и у меня она звалась Марией. Создатели фильма тоже долго колебались, но все же решили оставить это имя.

По задумке создателей фильма будущим летом парусник «Якуцкъ» пройдет по маршруту Великой Северной экспедиции, затем поднимется по реке Лене от Тикси до Якутска и прибудет в нашу столицу к открытию Международного кинофестиваля в сентябре 2017 года. Разумеется, я мечтаю оказаться участником этой кампании. Планируются разные варианты — либо пройти маршрут полностью, либо частично провезти «Якуцкъ» на большом корабле. Но в любом случае, якутянам повезет в том смысле, что они самыми первыми увидят этот фильм. А уже в начале октября запланирована всероссийская премьера, одновременно во всех кинотеатрах страны.

 

ИСТОРИИ ИЗ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ

— К слову, у меня есть еще пара интересных историй. Например, холодным осенним днем в заполярном Усть-Оленьке, когда останки Прончищевых хоронили по церковному обряду, ветер и снег с дождем вдруг прекратились, облака развеялись и засветило яркое солнце. По завершении церемонии епископ Герман в ответ на мой вопрос об этом маленьком чуде произнес фразу: «А может быть, они 250 лет и ждали этого момента, когда их отпели по-христиански».

— Был и другой мистический момент: после премьеры спектакля в Москве осенью 2012 года я пришел домой и лег спать. Среди ночи меня разбудил звонок в дверь. Встав с постели, я решил, что это сон, ведь в дверь невозможно позвонить — площадка на этаже закрывалась, и там был другой звонок. А тут вдруг звонок именно в мою квартиру. Открываю дверь и вижу, что на площадке стоит женщина. Когда я на нее посмотрел, то сразу понял, что это Мария Прончищева, и что она неживая: цвет ее лица был очень необычным для живого человека. Она была в типично полярной одежде и просто стояла, и улыбалась. Я застыл на пороге и, как любой вежливый человек, предложил войти. А она покачала головой отрицательно, еще раз улыбнулась, кивнула головой и исчезла. И я подумал: Мария пришла и сказала мне спасибо за пьесу, которая рассказала о ней и её любви людям почти через 280 лет.

Эта история о Прончищевых стала историей всей моей писательской жизни, и поэтому я с замиранием сердца жду премьеры фильма.

 Дмитрий ДАНИЛОВ

Фотографии предоставлены Владимиром ФЕДОРОВЫМ.